В помощь к исповеди.
Исповедь в переводе с греческого означает перемену образа мыслей. Это таинство дает человеку возможность вновь стать ближе к Богу, обрести духовную свободу, решить свои внутренние проблемы, стать духовно сильнее. Перед исповедью нет строгого требования поста (только по желанию), и не прилагаются такие строгие правила как перед причастием. Главной подготовкой является некоторое хотя бы краткое уединение, во время которого есть возможность вспомнить о своих грехах, выписать при желании их на лист бумаги и подумать о причинах, из- за которых совершаются эти грехи. Искренней, сердечной молитвой о прощении их можно и заключить краткую подготовку к исповеди. Часто возникает вопрос- а чем я согрешил? Есть некоторые книги, в которых специально приведен перечень самых распространенных грехов. При прочтении этого перечня грехов можно увидеть, есть ли какие из них в наших поступках. Вот некоторые из таких книг: «В помощь кающемуся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, «Накануне исповеди» о. Григория Дьяченко.
В данной статье, цель которой дать сжатые, по возможности самые главные сведения о исповеди и о грехах, помочь подготовиться к исповеди и перенаправить человека к нужной литературе, следует привести перечень основных грехов, нами совершаемых. Вот этот перечень:
1. Гордость, самомнение, тщеславие, самовосхваление
2. Гнев, раздражительность, вспыльчивость, рукоприкладство, убийство, издевательство над кем- либо
3. Ленность, тунеядство, воровство, кражи, саможаление, себялюбие, эгоизм
4. Чревоугодие, объядение, тайноядение, пьянство, зависимость от спиртного
5. Курение, наркотики, зависимость от компьютерных игр
6. Празднословие, многословие, смехотворство, ругань матом, проклятие кого- либо, обман, оклеветание кого- либо
7. Блуд (в том числе жизнь без росписи, или как еще часто называют гражданский брак), измены в браке, половые извращения (противоестественным в браке, рукоблудием (ананизм), гомосексуализм), развратными мыслями, просмотром и чтением разврата, нарушением поста в супружеских отношениях и отношениями в период беременности, пошлыми шутками, нежеланием иметь детей по эгоистическим мотивам и отсюда предохранением
8. Завистью, предательством
9. Сребролюбием, азартными играми
10. Не было ли шуток о Боге и Церкви, выступления против Бога
11. Чтением душевредных книг: еретических, сектантских, и др. Слушанием музыки психотравмирующей
12. Колдовством, гаданием, спиритизмом, сатанизмом, обращением к целителям, бабкам и т.п. и чтением соответствующих книг и слушанием музыки таковой
13. Против семьи: нерадивым воспитанием детей, излишним рукоприкладством, абортами и склонением др. др. и других к аборту (приравнивается к реальному убийству), не пытались отговорить сделать оборт, предохранением абортивными средствами, что приравнивается к реальному аборту
14. Безответственным отношением к работе и др. делам, нарушением правил пдд
15. Унынием , отчаянием, малодушием, трусостью
16. Несоблюдением постов, нехождением в храм по нерадению, нечтением молитв, Святых Отцов, Евангелия, редким причащением
17. Сокрытием грехов на исповеди, нерадивым приготовлением ко Причастию, в нечистоте прикосновением к святыням и недолжным хранением святыни
18. Осуждением других, сплетнями, пересудами, раскрытием грехов ближнего
19. Лицемерием, лукавством, неискренностью, человекоугодием
20. Пристрастием к чему- либо
Исповедь имеет огромную силу и помощь для исправления греховной жизни, когда человек совершает ее искренне, с желанием исправиться. Надо помнить, что Бог знает все наши грехи, для Него важно, а прежде всего нам необходимо, глубокое сокрушение сердца о грехах своих- «Сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит» (Пс. 50). В предыдущих стихах этого псалма сказано: «Яко аще (если) бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши»- не нужны Богу «всесожжения» т.е. внешние подвиги сами по себе, если они не ведут к сокрушению сердца о грехах своих. У католиков нет понятия о сокрушении сердца о грехах. Они приносят удовлетворение т.е. необходимое количество телесных ограничений, чтобы погасить гнев Божий, но здесь речь не идет о внутреннем изменении человека, а лишь о внешнем принесении удовлетворения Его правде. К сожалению и некоторые православные на исповеди приносят лишь отчет о своих делах не имея искреннего осознания присутствия Бога на исповеди и благоговения к Нему, а отсюда и без сокрушения сердца. Просто сухая, формальная исповедь мало чем поможет человеку. Кто- то скажет: а если я не имею сокрушения сердца, значит нельзя идти на исповедь? Надо понять, что не всегда у нас может быть глубокое сокрушение сердца, но всегда должно быть искреннее осознание своей греховности и внимательный, трезвый взгляд на себя, на свои дела, что и дает в результате живое обращение к Богу о помиловании т.е. сокрушение сердца, которое в корне меняет человека изнутри. Некоторые делают ошибку, пытаясь на исповеди внешне, не имея сокрушения, выказать свое покаяние. Не нужно напрягать свои нервы пытаясь заплакать. Святые Отцы говорят, что когда слезы сами приходят как плод молитвы и дар Божий, то не следует их отвергать, а дать им ход. Но самим выжимать из себя слез не стоит, иначе здесь начинают работать нервы, нагнетание эмоций, которые принимаются за плоды духа, и тогда совершается очень серьезная ошибка. Вместо покаяния человек играет роль кающегося, не имея живого обращения и сокрушения, и отсюда, хотя внешне он вроде бы кается, но внутри остается черствым и бездушным.
Когда мы каемся, очень важно не обманывать Бога. В чем расскаялися, к тому после исповеди должны иметь искреннее намерение не возвращаться. В противном случае грех не прощается и человек уходит не исцеленным от грехов, п.ч.лукавит и обманывает Бога. Раскаялись, оставим впредь это зло и поборимся с ним всеми силами. Лишь в ответ на наше старание и искреннее желание оставить грех, нам подается Божественная помощь, чтобы избавиться от греха.
Над статьёй работал Иерей Кирилл Ошаров